DSC04416.jpg
 Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
 Д.С. Лихачев
 Одним из центром по формированию и возрождению духовно-нравственных ценностей,
 высоких морально-этических принципов учащихся, подготовки  молодёжи к активному 
участию в развитии гражданского общества и российской государственностью 
становятся школьные музеи.

Ценности гражданского патриотического воспитания: опыт, проблемы, перспективы.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. История может и должна способствовать решению этой задачи, показывая примеры мужества и героизма наших соотечественников при защите Родины.

Известно, что в отношении любви к Родине в последние десятилетия стал ощущаться дефицит. Если взрослое поколение еще помнит, что наша страна самая великая, самая сильная, самая красивая, то ребята ХХI  века мечтают только о том, чтобы уехать как можно дальше от того места, где  они родились. Проведенное среди школьников  Старого Оскола социологическое исследование показало, что среди десяти составляющих, образу  «Родина»  ребята  отводят последние 8-9-е места. Первые места в анкете они отводят «жизни», «семье», «деньгам».

         В непростой исторический период последних десятилетий ХХ века в нашей стране произошли важные изменения в восприятии гражданственности и патриотизма. В поисках нового мировоззрения часть россиян обратилась в религию, часть повернулась к западу как примеру для подражания. Страна, изменившая не только границы, но и название, кажется, потеряла главную основу своего существования. И выросло целое поколение, не понимающее во что верить и кого слушать, не знающее, кто прав в бесконечных политических спорах. 

     Патриотизм и гражданственность как явления  сегодня стали забываться. Сами слова начали  казаться  литературными, искусственными.  Но известно, что во все времена тот, кто был воспитан патриотом, с честью выходил из любых испытаний Родины, сохранял свое человеческое достоинство. Человек – патриот никогда, ни при каких обстоятельствах «не ломался и не гнулся», внутри него был нравственный стержень, та основа, что является смыслом его жизни,  – любовь к дому, семье, городу, Родине.     

      В словаре дается определение "патриотизм” - это чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества. К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда патриотизм подменяется другими понятиями и теряется смысловое содержание  данного слова. Молодые люди не желают идти служить в армию, так как служба в армии, профессия военного перестали быть престижными.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных организаций и учреждений. Однако как самостоятельное направление воспитательного процесса оно требует специфического содержания и обладает особыми ценностями. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В нашей школе существует традиционная система разнообразных форм и методов формирование патриотизма.

Испытанными формами этой работы являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые  помогают ученикам приобщиться к истории данного периода и понять  значимость победы в этой войне. Евсеев Григорий Павлович, ветеран ВОВ, частый гость в нашей школе. Своими рассказами он помогает формировать гражданские ценности и идеалы подрастающего поколения.

Героические страницы Великой Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в научной, мемуарной, художественной литературе, в театральных постановках, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре. Ребята  часто участвуют в создании произведений на военную тему. Ими  созданы презентация «Это совесть моя с обелисков глядит, в сорок первом году мой ровесник убит…», веб-сайты «Курская битва», «65 лет Победы».

Сравнительная отдаленность  событий Великой Отечественной войны,  пока еще сохранившаяся возможность встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент поиска и самостоятельного исследования.  Мои ученики занимаются исследовательской работой по изучению военной истории родного края.  А начиналось все с творческих работ на тему « Война в моей семье», когда ребята брали интервью у дедушек, бабушек, записывали их воспоминания. Попав на экскурсию в городской краеведческий музей, заинтересовались темой «Город  и дети во время оккупации». Работа основывалась на материалах дневников оскольских школьников Валерия Денисова и Леонида Фролова, которые описали свое восприятие  фашисткой оккупации.  Война глазами подростка  военной поры воспринимается ближе современными подростками, понятнее. Данный собранный материал используются на уроках истории, во внеурочной работе, демонстрируются на школьных выставках и при оформлении экспозиций.

В 2000 году в школе был открыт Музей Боевой Славы, численность основного фонда составляет 140 экспонатов, где представлены воспоминания ветеранов ВОВ, подлинные фотографии, фронтовые письма, обмундирование и другие экспонаты. Советом музея были разработаны 18 тематических экскурсий по истории Великой Отечественной войны, которые они проводят для  учащихся школы.

 Первые уроки патриотизма дети получают, изучая историю родного края. С целью приобщения к древней истории своего края  учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в полевой экспедиции лагеря «Дюна» в село Ездочное Чернянского района Белгородской области. Здесь ребята занимаются различными видами работ: установка палаток, обустройство лагеря, отработка навыков ориентирования, пешеходного туризма, археологическая практика, сбор этнографического материала. Посещают и встречаются с людьми, влюбленными в свою родину, учатся у них видеть и постигать красоту земли русской. Именно  здесь они встречаются с членами военно-патриотического клуба «Поиск». Ребята – поисковики рассказывают о своих находках, о своей работе. Самая большая ценность этого общения -  это связь между поколениями, так называемая « веков связующая нить»  - это действительно сейчас ключевой вопрос. Ведь  если молодежь поймет свою причастность к истории, увидит, как неразрывна нить, которая  переходит из поколения в поколение, соединяя их силой патриотических традиций, то тогда не будет возникать вопрос о падении патриотизма среди молодежи.



Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024