Главная » 2014 » Июнь » 10 » Индивидуальная образовательная траектория как возможность удовлетворения потребностей одаренных обучающихся II и III ступеней на уроках исто
22:04
Индивидуальная образовательная траектория как возможность удовлетворения потребностей одаренных обучающихся II и III ступеней на уроках исто

АВТОРЫ : АГИБАЛОВА Л.П.; КОНОНОВА Г,В,

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов. Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой [3]. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям, и стремлениям.

Одним из положений президентской программы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми. Выявление одаренного обучающегося на ранней ступени обучения и сопровождение его деятельности и развития до выпускного класса. Особенности современного образования способствуют индивидуализации обучения. Для решения этих вопросов в МАОУ «СОШ №24 с УИОП» существует программа «Одаренные дети».

В МАОУ "СОШ №24 с УИОП" сформирована целостная органичная система образования и воспитания учащихся, характеризующаяся:

- сочетанием коллективных, групповых и индивидуальных форм работы со школьниками;

- использованием в процессе обучения инновационных образовательных технологий;

 органичным сочетанием учебной, научно-исследовательской, творческой деятельности школьников;

- наличием материальных и технических возможностей обеспечения индивидуального образования;

- функционированием системы социального партнерства педагогов, родителей, органов школьного самоуправления и др.;

- формированием педагога нового типа, ориентированного на самообразование, саморазвитие и умеющего работать в экспериментальном режиме.

Педагогический коллектив в процессе деятельности осуществляет элементы индивидуализации учебно-воспитательного процесса. В школе работает творческая группа учителей "Одаренные дети", которая рассматривает индивидуализацию обучения и воспитания как основной педагогический инструмент развития способностей высокомотивированных детей.

Однако данная работа происходит не всегда в системе, отсутствует единый подход к разработке индивидуальных планов развития учащихся; значительная часть выпускников основной школы не может окончательно определиться в выборе будущего профиля обучения, или, обучаясь в классе одного профиля (естественнонаучного), имеют склонности другого направления (гуманитарного, математического и т.д.)

В связи с данным обстоятельством возникла реальная необходимость индивидуализировать обучение и воспитание для достижения качественно нового образовательного результата для каждого выпускника школы.

Цель: создание условий для удовлетворения индивидуальных  потребностей одаренных обучающихся II и III ступеней на основе реализации  индивидуальных образовательных траекторий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Задачи:

1.Осуществить комплексную диагностику обучающихся II и III ступеней.

2. Разработать структуру программы индивидуального развития школьников.

3. Осуществить корректировку плана по способам и срокам его освоения исходя из индивидуальных возможностей учащихся.

4. Разработать систему способов оценки личностного роста школьников.

5. Разработать и реализовать мероприятия по организации и осуществлению работы с одаренными детьми.

6. Внедрить современные технологии в работу с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.

7. Продолжить формирование информационных, материально-технических ресурсов для проведения научно-исследовательской работы.

8. Организовать социальную и психологическую поддержку одаренных обучающихся II и III ступеней.

Предполагаемые результаты

1.Расширение выбора индивидуального маршрута учащимися;

2. Повышение профессионального уровня педагогов.

3. Увеличение числа обучающихся – победителей конкурсных программ «Одаренные дети»;

4. Позитивная динамика развития и повышение рейтинга школы, показатели ЕГЭ,

5. Повышение уровня учебной мотивации школьников.

6. Повышение уровня интеллектуальной обученности школьников.

7. Рост удовлетворенности участников образовательного процесса

8. Овладение навыками самостоятельной работы.

9. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Новое содержание образования требует использования широкого спектра технологий обучения: развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, модульно-блочной технологии, исследовательской и проектной технологий, технологии коммуникационного обучения, интерактивного обучения, дебатов, игр, дистанционной формы. В этом направлении работает лаборатория «Интеграция и погружение», деятельность которой направлена на повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативного содержания образования и технологического подхода к его реализации. Создание условий для самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, успешной учебной деятельности в соответствии с психофизиологическими особенностями личности.

С одаренными обучающимися применяются методики проектной и исследовательской деятельности Шамовой, Давыденко, Поллат. Личностно-ориентированные технологии обучения Селевко [2].

Для совершенствования системы работы с одаренными обучающимися социально-гуманитарного профиля на основе реализации индивидуальных образовательных траекторий было решено создать систему перехода ученика на индивидуальную образовательную программу [4] по правилам, которые должны предусматривать:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
  • желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  • согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

  1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей школы.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
  4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики. В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее. Осуществляется взаимодействие школа – вуз. Старшеклассники проходят курсовую и предметную подготовку в Белгородском государственном университете, Старооскольском технологическом институте (филиал), ФГОУ ВПО «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Воронежском государственном университете, обучаются в заочных школах МИФИ, МГУ, БГУ.(Приложение 9)
  5. Исследовательская и проектная деятельность. Главная форма обучения школьников с повышенной мотивацией в интеллектуальной сфере. В соответствии с индивидуальным планом неаудиторной занятости, школьник изучает методику и организацию проектной и исследовательской деятельности, которые реализуются в виде проектов и исследовательских работ в разных предметных областях.

В школе формируются предпрофильные классы, профильные и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Проводятся конференции с презентацией творческих и исследовательских работ учителей и учащихся, обучение осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения посредством изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом склонностей, способностей учащихся, их намерений по поводу будущей профессии. Организационно - методическим единством предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная траектория учащихся.

Данная технология реализуется через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением [4].

Субъектами деятельности выступают ученик - учитель.

Но особое место в процессе разработки индивидуальных программ отводится родителям.  Они не только знакомятся с ней и подписывают ее, а также вносят коррективы после предварительного обсуждения программы своего ребенка.

В процессе обсуждения программы родители имеют возможность консультироваться с классным руководителем, учителями предметниками, психологом и администрацией школы.

Таким образом: индивидуальная образовательная программа (ИОП)

А) составляется на основе базисного учебного плана [1].

Б) разрабатывается самим учащимся, при поддержке классного руководителя, администрации школы, родителей, психолога.

В) включает в себя:

-цели обучения

-учебный план

-элективные курсы, индивидуальные консультации

-курсы, платные услуги

-формы и методы изучения учебного материала

- творческие, исследовательские работы проекты

Г) является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и школой, с момента его утверждения.

Индивидуальная образовательная траектория – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

 

 

Этапы разработки индивидуальных образовательных программ

1 этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов потребностей ученика, личных и профессиональных планов учеников.

2 этап. Анализ материалов диагностики с участием классного руководителя, психолога, учителей, работающих с учеников, разработка общих подходов в работе с учеником. Учащимся предоставляется информация об уровне обученности, обучаемости, психолого-педагогических особенностей, даются рекомендации учителей-предметников. В завершение ученику предлагается составить индивидуальную программу образования.

3 этап. Организация работы по составлению образовательной программы самого ученика. Обсуждение вариантов схем и методик составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей.

4 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися. Оценка и самооценка выполнения программы и планов.

5 этап. Корректировка ИОП. Внесение в них корректив, изменений, дополнений.

6 этап. Подведение итогов и анализ выполнения ИОП [4].

Совершенствование системы работы с одаренными детьми предусматривает введение специальных курсов, составление индивидуальных планов подготовки, индивидуального учебного плана, плана работы по реализации программы "Одарённые дети".

Индивидуальный план работы с одаренным школьником включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В плане указывается вид мероприятия, форма проведения, сроки выполнения и прогнозируется результат.

Для реализации индивидуальной образовательной траектории привлекаются возможности и ресурсы учреждений дополнительного образования, высшего, среднего профессионального образования, городского центра занятости, дистанционные проекты.

С 1 сентября 2011года организованно обучение по индивидуальным учебным планам 6 обучающихся 10 Г химико-биологического класса. В этом учебном году 5 обучающихся 10 класса и 7 обучающихся 11 класса занимаются по индивидуальному учебному плану, школьники профильного химико-биологического класса вместо 2 часов химии изучают обществознание.

Для учащихся на основании заявлений родителей составлены и утверждены индивидуальные планы, где учтены все предложения. Составлено отдельное расписание соответствующее плану, ведутся отдельные журналы, где фиксируются полученные отметки.

Индивидуальная образовательная траектория формирует у ученика способность брать на себя ответственность за последствия своей деятельности, обеспечивать повышение успеваемости и в целом качество получаемого образования.

Проектирование индивидуальных планов работы с одаренными детьми особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы

Подводя итоги работы по индивидуальной образовательной траектории можно выделить, что от организации этого этапа существенно зависит отношение участников педагогического процесса к проектированию образовательной деятельности учащихся в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации образовательных проектов учащихся. Важным показателем эффективности индивидуализации обучения являются результаты участия школьников в предметных олимпиадах и конференциях. Школьники, выбравшие индивидуальную образовательную траекторию, активно занимаются исследовательской деятельностью, добиваясь в этом значительных успехов. Два обучающихся МАОУ "СОШ №24 с УИОП" стали призерами регионального этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по праву, один по обществознанию, тридцать четыре школьника стали победителями и призёрами очных всероссийских конференций, конкурсов. Одаренные дети 11 социально-гуманитарного класса, которые обучались по индивидуальной образовательной траектории сдают экзамены на высокий балл ЕГЭ.

Такая форма индивидуальной работы оправдала себя, т.к. не только одаренные обучающиеся достигают высоких результатов, поступают в вузы и являются активными студентами Студенческих научных обществ, продолжают обучение в аспирантурах, защищают диссертации, но и наша школа на протяжении многих лет входит в число 100 лучших общеобразовательных учреждений России, побеждает в рейтинговани

       

Библиографический список

1 Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.

3. Скаткина М.Н., Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Просвещение, 1982. – с.43-47.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с

Просмотров: 1647 | Добавил: Агибалова-Лариса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Создать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024