Проанализировав исследования крупных мировых издательств касаемо оплаты труда учителей в разных уголках планеты, мы сделали определенные выводы, которые наверняка будут интересны отечественным учителям.
Высокие зарплаты в профессии учителя — это скорее исключения в мировой практике. Больше всего зарабатывают учителя в Люксембурге. Там доход учителя может доходить до 99900$ в год. Второе место у Германии. В этой стране учителя зарабатывают в среднем 65843$. США в этом списке лишь на шестом месте — 53758$. Россия на двенадцатом — 5724$.
Средний учитель в Люксембурге зарабатывает за месяц больше, чем средний болгарский учитель за год, а учителя-пенсионеры во Франции, в пересчете на доллары, получают пенсию в 8 раз больше, чем среднестатистический учитель-пенсионер в России.
В то же время трудно проследить прямую корреляцию между уровнем нагрузки, уровнем зарплат учителей и качеством образования в целом, при том, что такая зависимость преподносится как вполне очевидная в ряде популистских высказываний.
Так, например, южнокорейские и японские пятнадцатилетние ученики показывают практически одинаковые результаты в математике, естественных и гуманитарных науках, а их учителя получают одинаковую зарплату. При этом японские педагоги работают целых 54 часа в неделю, а корейские — 37 часов. В этой же возрастной группе эстонские школьники показывают более высокие результаты, чем нидерландские, хотя зарплата у учителя в Нидерландах в пять раз больше.
Таким образом, утверждение о том, что зарплата учителя напрямую влияет на качество образования ставится под сомнение.
Если мы хотим действительно повысить качество обучения и образования, то нужно применять комплексный подход, в котором материальная стимуляция труда учителя является лишь одним из компонентов.
Качество образовательного процесса — явление многофакторное и формируется из следующих составляющих:
- потенциал педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
- эффективность управления образовательным процессом;
- потенциал учащихся;
- качество образовательной программы;
- качество образовательных технологий;
- обеспечение образовательного процесса материально-технической и лабораторно-экспериментальной базой;
- наличие современного учебно-методического обеспечения.
Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных образовательных технологий. Такие технологии позволяют разгрузить, а порой и вовсе избавить учителя от рутинной работы, и делают соотношение затраченного времени к оплате труда более справедливым.
В этом контексте интернет-проект Тестоник — яркий пример современных средств обучения. Сайт предлагает учителям свободный доступ к тысячам готовых заданий по всем предметам и для всех классов. Кроме того, все задания удобно систематизированы по разделам и темам, в соответствии с учебниками из числа входящих в федеральный перечень. Такой свободный банк заданий позволяет составлять контрольные и самостоятельные работы в несколько кликов, а также проводить все формы интерактивного онлайн-тестирования прямо на уроке. Кроме того, учитель может создавать авторские тесты. Даже создав всего 1 тест, каждый учитель выполняет важную миссию, расширяя таким образом общую библиотеку заданий и помогая своим коллегам по всей стране экономить время и силы.
И если уж мы не можем похвастать самыми высокими зарплатами учителей, то не обязательно «идти в бизнес», нужно стремиться к тому, чтобы повышать собственную эффективность, используя инновационные технологии, консолидироваться, улучшать качество образования, а оно, как мы уже выяснили, не всегда зависит от зарплаты учителя напрямую!
|